Роль Узбекистана на фармацевтическом рынке Азии
По данным Statista, в 2025 г. прогнозируемый объем фармацевтического рынка Азии достигнет 248,8 млрд долларов США.
Среди ключевых факторов, способствующих росту отрасли, — старение населения, что увеличивает потребность в лечении хронических заболеваний, а также рост среднего класса и уровня располагаемого дохода, стимулирующие расходы на лекарственные средства и продукцию для поддержания здоровья.
Центральная Азия, включая Узбекистан, занимает важное место в структуре регионального фармацевтического рынка. Республика демонстрирует стабильный интерес со стороны международных производителей, говорится в аналитической статье Proxima Research, посвящённой роли Узбекистана на фармацевтическом рынке Азии.
По итогам 1 кв. 2025 г. объем розничного фармрынка Узбекистана в денежном выражении составил 520 млн дол. США. В натуральном выражении объем продаж лекарств и БАД в Узбекистане за 1 кв. 2025 г. оценивается в 151 млн упаковок. По сравнению с соседним государством Республикой Казахстан данные показатели превышают на 26% в долларах и на и 11,9% в упаковках. Это может быть обусловлено тем, что хотя территория Узбекистана меньше, количество населения выше.
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж лекарственных средств и биологически активных добавок в Узбекистане в денежном выражении увеличился на 3,8%, однако в натуральном выражении отмечен спад на 11,5%. Основной вклад в потребление обеспечивают лекарственные средства – более 90% как в денежном, так и натуральном выражении, тогда как долевое участие биологически активных веществ составляет соответственно менее 10%.
В предыдущие периоды 2023–2024 гг. фармацевтический рынок Узбекистана в денежном выражении демонстрировал активный рост, однако в исследуемый период отмечается замедление. При этом в натуральном выражении отмечается стойкая тенденция к сокращению потребления.
Основная доля продаж лекарственных средств в аптеках Узбекистана приходиться на рецептурные препараты. Его структура похожа на ситуацию в Казахстане, однако в соседней стране распределение более равномерное. Также стоит отметить, что фармацевтический рынок Узбекистана в значительной степени импортозависим (как и в Казахстане) с преобладанием доли импортных препаратов на уровне 89% в денежном выражении и 65% в натуральном эквиваленте. Таким образом, хотя в упаковках отечественные препараты обеспечивают треть продаж, в деньгах это всего 11%.
Основным драйвером роста розничного рынка лекарственных средств в Узбекистане выступает инфляция, то есть увеличение стоимости препаратов. Небольшой положительный вклад также демонстрирует инновационный индекс. Отрицательный индекс замещения и эластичности спроса сигнализируют о сокращении физического объема потребления и перераспределении структуры потребления в сторону более дорогостоящих препаратов .
В рейтинге маркетирующих организаций, работающих в Узбекистане, по объему проддаж препаратов лидируют международные игроки — КРКА, Юрия-Фарм, STADA формируют топ-3, что отражает открытость к импорту.
В разрезе АТС-груп в исследуемый период лидируют средства, влияющие на пищевую систему и метаболизм, систему крови и гемопоэз, а также противомикробные средства для системного применения. Наибольший прирост в топ-10 продемонстрировали дерматологические средства, а также средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.
Рейтинг брендов препаратов возглавил Тивротин. Топ-3 дополнили Реосорбилакт и L-лизина эсцинат.
Рейтинг маркетирующих организаций – лидеров по объему продаж БАД в Узбекистане – возглавляют Synergy Pharmco, Asia Pharm Group и Bayer Consumer Care. Среди брендов лидируют Эратон, Элевит и Раделакс.
Наибольший объем потребления обеспечивает столица и крупнейший город Узбекистана Ташкент, который обеспечивает 32% товарооборота. Тем не менее, интерес представляют регионы, которые хотя и уступают по абсолютным значениям, но демонстрируют высокие темпы роста по продажам лекарственных средств и БАД в Узбекистане 1 кв. 2025 г. в деньгах.
Важным вектором развития фармацевтического рынка Узбекистана становится укрупнение аптечного бизнеса. Данные за 2022–2024 гг. демонстрируют устойчивый рост доли сетевых аптек (от 3 торговых точек и выше), которые начинают теснить индивидуальных игроков. По итогам 1 кв. 2025 г. их удельный вес составляет уже 40,6%.